Хорошо сидим!

Статьи по теме  Хорошо сидим!
ХОРОШО СИДИМ!

Существует мнение, что человеческая цивилизация зародилась не в тот момент, когда наш далекий полуживотный пращур взял в руки кремневый нож, а в тот, когда огородил камнями место для туалета.

КУДА ХОДИЛИ СЕНАТОРЫ

Огороженные ямки с окаменевшими фекалиями археологи находят почти на всех стоянках неолитического человека. Но об удобствах процесса впервые задумались шумеры. Резной трон-стульчак царицы Шубад из гробницы в Уре, датируемой 2600 годом до н.э., можно увидеть в запасниках Британского музея. С тех пор конструкция «кресло с дырой над горшком» прошла тысячелетия и лишь в начале двадцатого века была вытеснена ватерклозетом. Впрочем, история ватерклозета тоже достаточно «седая». Уже в XX веке до н.э. дворцовые постройки поселения Кносс на острове Крит оборудовались уборными, к которым была подведена система канализации. В Афинах в V веке до н.э. воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала в метр глубиной. В Пергаме с III века до н.э. функционировала система подземных клоак, с которой были связаны общественные уборные. Однако самая известная из клоак — римская MAXIMA. Этот большой закрытый канал был проведен в Риме около 300 года до н.э. и тянулся между Капитолийским и Палатинским холмами от главного городского форума к Тибру. Хранительницей всего этого великолепия была богиня Клоакина.

Китайские археологи обнаружили в провинции Хунань (район Хунджи) унитаз монарха западной династии Хань. Создан он был в 50—100 годах до нашей эры. Смыв продуктов жизнедеятельности организма производился при помощи воды из водопровода.

В академическом издании «Сатир» Ювенала каждый может прочитать строки «Сидя над журчащим ручьем». Из научного комментария следует, что герой в этот момент находится в туалете. Технология акта ускользает от читателя, незнакомого с устройством римского ватерклозета. Из литературы известно лишь, что комфортабельные уборные (фрики) были устроены при римских банях и нечистоты смывались водопроводной водой.

НА ЧЕМ СИДЕЛ КАРЛ ВЕЛИКИЙ

С распадом Римской империи (туалетная нега сыграла в этом не последнюю роль) идея ватерклозета была забыта на полторы тысячи лет. Короли-варвары, вышедшие на средневековую историческую арену, не знали ничего, кроме ночного горшка. Ночную вазу Карла Великого можно увидеть в музее Авиньона. Безыскусный медный котелок с ручками — вот и все, что мог позволить себе великий властитель.

Во французском «сите» Каркасон можно увидеть туалет, примостившийся на самом верху снаружи крепостной стены. Нечистоты стекали по древним камням, застывая в столетиях антрацитовой лавой.

Другая система замкового туалета — каменное сиденье над глубокой шахтой. Здесь продукты жизнедеятельности нельзя было оставлять на память потомкам, поэтому раз в год золотари на веревках спускались в шахту, отскребали нечистоты от стен и вываливали их прямо в крепостной ров. Сеньор на это время предусмотрительно выезжал из замка. Во французских городах и вовсе не мудрили. Крик «Gare l’eau!» означал, что содержимое ночной вазы сейчас польется прямо на головы прохожих.

Очевидно, что мысль титанов Возрождения не могла обойти проблему туалета. В кодексе Леонардо приведен собственноручный рисунок гения, на котором изображен унитаз. «Сиденью нужника дай поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить» — эта формула позволяет утверждать, что Леонардо да Винчи был изобретателем поднимающегося сиденья унитаза. Использовали ли современники формулу гения — неизвестно. По крайней мере, в замке Амбуаз на Луаре, где Леонардо провел последние дни своей жизни, не удалось обнаружить никаких следов его туалетного гения.

ЧЕМ СТРАДАЛ ФРАНЦ ИОСИФ

С конца XVI века мейнстрим унитазостроения переместился в Британию. Королева Елизавета с детства страдала хроническим колитом. Придворный врач еврей Лопес лечил ее настойкой вербены и анютиных глазок. Помогало плохо. В самый ответственный момент заседания Государственного совета у королевы начинало крутить живот, и она выбегала в туалет. Несмотря на то, что пол там был застлан лепестками роз, а сама королева носила в кармашках платья ароматные шарики, она все время жаловалась, что от нее пахнет нужником.

В 1590 году сэр Джон Харингтон создал ватерклозет «Аякс» — почти таким, каким мы знаем его сегодня. Шестидесятилетней Елизавете новшество не понравилось: она всерьез опасалась, что через систему канализации враги могут лишить ее девственности и тем самым нанести вред ее репутации. О ватерклозете забыли на 260 лет.

Наконец в XIX веке слесарь Томас Креппер из маленькой деревушки на севере Англии изобрел унитаз современного образца. Главное в изобретении — U-образное колено с водяной пробкой, отсекающей помещение туалета от канализационной трубы. Для усиления напора Креппер установил бак с водой под потолком, а к рычагу сливного крана приспособил цепочку с рукояткой. Два королевских механика, Джордж Дженнингс и Томас Твифорд, заинтересовались изобретением деревенского слесаря и, дополнив его автоматическим краном напуска воды (его даже не пришлось изобретать — такой кран был на всех паровозах), представили творение королеве Виктории.

Жители туманного Альбиона хранят память об изобретателе унитаза. Этот предмет называется «креппер», а в родной деревушке изобретателя есть церковь, которую украшает витраж с мозаичным изображением унитаза.

Первоначально унитазы делались из эмалированной стали. Один такой образец можно увидеть в Хофбурге, венской резиденции Габсбургов. О том, что император Франц Иосиф страдал геморроем и запорами, мы знаем из соленых острот бравого солдата Швейка. Но в туалете Франца Иосифа история последнего императора Австро-Венгрии предстает в другом свете. Крошечный чуланчик меньше туалета в современной квартире весь увешан клизмами и кружками Эсмарха, а под каждым рычажком прилеплена эмалевая табличка с готическими надписями: «поднять», «опустить», «дернуть». Тут легко понять и трагедию императрицы, самой красивой женщины Европы, вынужденной полвека жить с желчным солдафоном, и роковой выстрел в Майерлинге, которым свел счеты с жизнью и с отцом кронпринц Рудольф.

ЧТО ЗНАЧИТ «УНИТАЗ»

В конце XIX века унитазы стали делать из фаянса на посудных фабриках. Творения мастеров из Севра и Мейсена, гарднеровские и кузнецовские изделия до сих пор можно встретить в запасниках музеев. Стоили они значительно дороже, чем комплект столовой посуды на 36 персон. Массовое производство фаянсовых унитазов началось в Испании в 1909 году. В начале века там было организовано акционерное общество по электрификации страны под звучным названием Unitas («объединение», «союз»). По заказу «союза» одна из фабрик под Барселоной занялась изготовлением фаянсовых изоляторов, а заодно гончары отливали унитазы. С этого клейма название гигиенического изделия и пошло по миру.

В 1912 году в России изготовили 40 000 унитазов. Эту вакханалию не решились остановить даже большевики — в 1929 году в Советской России делали 150 000 унитазов в год, а в первом сталинском пятилетнем плане «санитарный фаянс» стоял отдельной строкой: стране нужно было 280 000 унитазов в год. Союз, знаете ли, нерушимый…

Вот это самое устройство с чугунным бачком под потолком и ручкой на цепочке сохранилось до сих пор в вокзальных туалетах и провинциальных военкоматах. В эпоху индустриального домостроения 60-х годов в новые квартиры пришли «компакты», то есть унитазы с нижним фаянсовым бачком. Сегодня они составляют 92% унитазного парка страны. К преимуществам старомодных компактов можно отнести низкую цену и относительно большой срок службы – 20 лет. Недостатки также всем известны: плохое качество керамики, что быстро приводит к предательскому пожелтению, крайне низкое качество сливной арматуры, шумный набор и спуск воды.

СКОЛЬКО ЛИТРОВ В БАЧКЕ

Пора уже обратить внимание на более современные образцы. Во-первых, они оснащены надежным сливным механизмом, который запускается нажатием кнопки, и малошумным набором воды. Во-вторых, это аппараты с «круговым сливом», когда вода льется не из отверстия в задней части унитаза, а по всему периметру чаши. Поверхность унитаза обладает малой пористостью, поэтому ее не надо ожесточенно драить, а достаточно протереть щеточкой — и ваш зарубежный друг в ответ засияет «голливудской» улыбкой. Но у этих моделей есть один серьезный недостаток: все они обеспечивают европейский стандарт потребления воды. На этой свежей и позорной странице из истории унитазов стоит остановиться подробнее.

Современные компакты рекламируются как «экономичные», а это значит, что для слива всех дел им достаточно 2,5—4 литров воды. На самом деле этого недостаточно даже в скопидомской Европе, а уж в Америке и России на эти цели привыкли отпускать не менее 8—12 литров. Когда в прошлом году в США запретили производить унитазы с объемом слива более 5 литров, американцы отправились за компактами в соседнюю Канаду. А в старенькой Европе по домам ходят представители муниципалитета, и как увидят у кого «щедрый» бачок, так заставляют укладывать в него кирпичи и мешочки с песком, чтобы довести объем до 4 литров. Люди не любят, когда покушаются на самое дорогое, и в Германии уже случались потасовки. Простейшие подсчеты показывают, что экономия на сливе не превышает 5% суточного потребления и причина конфликтов кроется вовсе не в том, что муниципальным властям жалко воды. Чем меньше воды уйдет в канализацию, тем дешевле обойдется утилизация стоков, тем меньшие площади придется отводить под поля аэрации.

В результате этой чужой «унитазной войны» граждане России, чьи поля аэрации могут покрыть территорию нескольких европейских государств, вынуждены два-три раза жать на кнопку слива импортного бачка.

Еще одно чудо экологического прогресса — аппарат со сливом DD – double diving («двойной нырок»). Самому нырять не придется, но зрелище спуска воды в этих моделях не для слабонервных. После нажатия кнопочки специальная манжета перекрывает сливную трубу, унитаз заполняется водой до краев, а все его содержимое всплывает под самое сиденье. Лишь через три секунды нечистоты с гоготом устремляются в канализацию.

И наконец, стоит упомянуть такое направление унитазного маркетинга, как широкая гамма цветов и орнаментов. Гжельские узоры, полевые цветочки и даже имитация благородного мрамора —все это хорошо смотрится только в магазине или в музее, а в туалете начинает раздражать уже через несколько дней. А ведь этот предмет надо выбирать, как друга, — на всю жизнь.

 

 

 

Портативный туалет вошол в дом очень давно.

Французкие дизайнеры XVIII века придали унитазу вид стопки книг.

В данном случае использована класическая литература.

 

 

Точная копия «трона» короля Луи XIII представлена для оборзения в экспозиции международного Музея Туалета.

 

 

 

 

 

Австрийцы XIX века традиционные для нас «изделия» белого цвета считали слишком «холодными». Они внесли свой посильный вклад сделав унитаз полноцветным. Традиционно для того времени изображались: цветы, дельфины и львы.

 

 

Образцы 1923 года

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *